Челябинск, Копейск и Сосновский район — так называемую агломерацию «Большой Челябинск» — хотят объединить в единое транспортное пространство. Для этого сферу пассажирских перевозок этих муниципалитетов уже с 1 января планируют передать в ведение областного правительства. Переходным периодом станет 2020 год. Такое предложение миндортранс озвучил губернатору Алексею Текслеру. Теперь решение за ним.
Власти Челябинска уже несколько месяцев ничего не говорят о развитии сети городского транспорта и его будущем, ссылаясь на некое решение о том, что все функции по регулированию проблемной сферы заберет область. Сегодня первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта области Александр Филиппов, по сути, подтвердил эту информацию.
«Алексей Текслер поставил задачу продумать все так, чтобы транспорт стал удобен и доступен для жителей „Большого Челябинска“ — это Сосновский район, Копейск и собственно Челябинск. Это принцип Москвы, когда несколько пересадок проходят по одному билету, — сказал Александр Филиппов. — Это так называемое единое транспортное пространство.
Мы для губернатора подготовили предложение, где рассматривается вариант по перераспределению полномочий по организации пассажирских перевозок в Челябинске, Копейске и Сосновском районе из ведения муниципалитетов на уровень субъекта — то есть правительства Челябинской области.
Готовится проект закона о перераспределении полномочий, это соответствует требованиям федеральных законов. Закон принимается перед очередным финансовым годом. Мы планируем закон принять пока на пять лет. В дальнейшем, если он зарекомендует себя хорошо, планируем его продлить и расширить его зоны».
ОГКУ и терминалы
По словам первого замминистра, в трех муниципалитетах можно создать единого перевозчика, который будет осуществлять транспортную работу, оказывать услуги по регулируемому тарифу, на который в этом случае переведут 99% перевозчиков. Такой тариф позволит делать пересадки бесплатно.
Будет разработана схема, которая сделает полностью прозрачной оплату проезда.
Для этого под ведомством миндортранса планируется создать ОГКУ (областное государственное казенное учреждение), которое будет аккумулировать все деньги, собранные с пассажиров.
«Таким образом, перевозчик, даже если это будет несколько юридических лиц, не зависит от того, пустой он идет или полный, — сказал Александр Филиппов. — Он будет получать деньги за свою работу. Машино-час будет рассчитан и машино-километр. К примеру, автобус большого класса — 100 рублей за километр. 10 километров проехал — 1000 рублей получает. Будет жесткая система контроля — это ГЛОНАСС. В случае невыполнения рейса или задержки в контракте будут предусмотрены штрафные санкции. Если модель единого транспортного пространства (ЕТП) приживется, ее можно будет масштабировать на Магнитогорскую агломерацию — это Агаповский, Верхнеуральский районы и сам Магнитогорск, на Еткуль-Коркино-Еманжелинск и так далее».
Вся система оплаты за проезд будет переведена в электронный вид по типу московской «тройки». То есть водитель или кондуктор деньги принимать не будут. Деньги за оплату проезда через ОГКУ будут поступать напрямую в бюджет.
Работать в рамках ЕТП будут автобусы большого класса, низкопольные, на газу. Микроавтобусы класса М2 типа Ford Tranzit оставят на небольших малолюдных участках. К примеру, в том же поселке Бажово (Копейск), где нет необходимости пускать большой автобус.
При этом пока решается, будет в агломерации единый перевозчик или несколько по конкурсу.
Маршрутчиков-нелегалов будут пытаться все-таки полностью убрать с рынка: частные перевозчики будут работать в легальном секторе и также получать деньги за машино-километр.
«Маршруты будут работать по регулируемому тарифу, который будет доступен и социально ориентирован. Мы получим весь поток и увидим, сколько будет собираться средств. Частники тоже должны будут поставить терминалы», — сказал чиновник.
Переходный период — 2020 год. По словам Александра Филиппова, время нужно, чтобы создать ОГКУ, чтобы разыграть маршруты, провести научно-исследовательскую работу (НИР) по созданию ЕТП.
На исследовательскую работу, которая и определит всю концепцию уже в деталях — сколько нужно автобусов, трамваев, троллейбусов, какие должны быть маршруты, где созданы пересадочные узлы, сколько на все на это нужно денег, — потребуется порядка 90 млн рублей. Конкурс будет отыгран в ближайшее время.
Срок выполнения НИР — максимум до лета 2020 года.
«В рамках перехода пока будем работать на том, что есть, ничего нового приобретать не будем, — сказал замминистра. — По новым 66 автобусам — надо их передавать в областную собственность. Будет это какое-то АО или МУП — пока непонятно. Ничего не мешает МУПу на двух маршрутах с 66 автобусами работать. Вплоть до того, что будет один перевозчик на все, но тут ФАС запретит. Всего необходимо более 800 автобусов. Или 40-50 перевозчиков. Но это тоже неправильно. Может быть, это будет якорный перевозчик, который закроет от 30 до 50%».
Трамваи уведут в концессию
На городской электротранспорт Челябинска, который уже много лет пребывает в кризисе, власти хотят завести концессионера. По словам Александра Филиппова, проблему не решить только лишь закупкой новых трамваев. Нужно обновлять трансформаторные подстанции, которые устарели, есть изношенные рельсы, которые нужно менять.
В Челябинске переплачивают за подержанные трамваи и ждут иска на миллиард
«Все та же НИР должна будет показать развитие трамвайного парка. К примеру, уже сейчас понятно, что на северо-западе Челябинска надо продлевать трамвайные линии. Новые трамваи не будут работать на старом пространстве. Даже те трамваи, которые модернизировал МУП „ЧелябГЭТ“. Новое оборудование, установленное в них, не давало 30% экономии, так как трансформаторные подстанции устарели — рекуперация электроэнергии не идет, обратного тока нет, хотя трамваи позволяют это делать при торможении», — сказал заместитель министра.
Сегодня есть несколько крупных компаний, которые готовы участвовать в конкурсе на заключение концессионного соглашения и вложить в развитие электротранспорта Челябинска свои деньги. Объем инвестиций должны определить в рамках научно-исследовательской работы.
Среди тех, кто интересуется будущим конкурсом, называют «ВЭБ Лизинг», «Синару», «Трансмашхолдинг» и Центральную пригородную пассажирскую компанию.
Александр Филиппов также заявил, что имущество банкротного МУП «ЧелябГЭТ» в любом случае выкупаться будет, так как построить заново это все будет гораздо дороже, да и бросить это нельзя. При этом, по словам замминистра, пока неизвестно, будет ли оказана помощь из бюджета области Челябинску для погашения 500-миллионного долга МУП «ЧАТ» в рамках исполнения решения суда о субсидиарной ответственности.