Челябинцу, который находится в поисках нового жилья, мало четырех стен и асфальтированного тротуара под окном. Он ждет, что пространство вокруг начнет меняться вслед за его стилем жизни: больше пешеходных зон, зеленых островков, беговых и велодорожек, подсвеченных аллей, парадных вместо мрачных подъездов и немного сервиса. Ответить на амбициозные запросы общества удалось архитекторам проекта ЖК «Манхэттен». Сегодня жилой комплекс воспринимается как единое пространство, от которого ждешь безопасности, комфорта, функциональности и эстетики. Правда ли, что среди небоскребов появятся футбольное поле и хоккейный корт? Можно ли вырастить у подъезда двухметровые липы за пару недель? И как решить больной для города вопрос с парковками? Читайте в интервью с главным идеологом проекта ЖК «Манхэттен» Сергеем Савчуком и смотрите видеоверсию беседы.

Сергей Савчук — архитектор, руководитель мастерской STALЬNOE WЫMYA, главный архитектор ЖК «Манхэттен». Студия курирует проект жилого комплекса более 10 лет с момента его задумки. Конструктивистская стилистика заметных высоток на набережной Миасса — задумка творческой команды Савчука. Сегодня STALЬNOE WЫMYA работает не только в Челябинске. Мастерская создает авангардные объекты недвижимости в Москве и южных регионах России. Проект реконструкции исторического центра Челябинска к саммиту ШОС, созданный этой студией, попал в топ-5 лучших работ.

— Сергей Иванович, квартиры с улучшенной планировкой — это фишка многих ЖК. Но если опустить этот момент, то окажется, что недвижимость должна иметь массу других преимуществ. Например, окружающая среда и организация жилого пространства. На фоне покупательского спроса на благоустроенные внутридворовые территории, застройщики всё чаще обращаются к профессиональным архитектурным мастерским для подготовки проекта благоустройства. Чем в этом смысле может похвастаться ЖК «Манхэттен»?

— Думаю, есть смысл обратиться к истории проекта: возраст у него приличный — 11 лет. Проект создавался в разгар строительного бума, а конкуренция между застройщиками росла. Каждый стремился создать нечто качественно другое, совершенно отличное от предшествующих проектов коллег. Так родился «Манхэттен» — с небоскребами, с продуманной инфраструктурой всего жилого комплекса. И мы на протяжении многих лет, несмотря на различные катаклизмы, пытаемся реализовать проект в том виде, в котором он задумывался первоначально.


— Чем же этот проект должен был отличаться?

— Те советские микрорайоны, которые проектировались в конце прошлого века и где живет большая часть населения нашего города, лишены простых удобств — нормальной среды обитания. Мы решили вернуть естественную канву городской жизни — полноценные улицы с тротуарами вдоль домов и без машин, зеленые скверы с детскими площадками и спортивными зонами. Мы предложили вернуть людям дворы и прогулочные аллеи. Скрытое от города и посторонних пространство всегда было эмоционально важно для человека. Чтобы здесь он чувствовал себя и в городе, и в то же время «за его порогом». Сегодня чаще всего дворы заставлены автомобилями, пешеходного пространства не хватает, детей страшновато выпускать на улицу. Мы не хотим, чтобы чужие машины ездили под окнами и парковались у нашего подъезда.

— Вы решили сделать жилое пространство территорией для людей? Это и стало «фишкой» жилого комплекса «Манхэттен»?

— Да, «фишка» очень проста. Комфортная, благоприятная среда для проживания людей. А что для этого необходимо? Помимо квадратных метров и красивого вида из окна, нужно дать людям удобное, приятное пространство, в котором они чувствовали бы себя безопасно и могли отдыхать, не покидая территории комплекса. Во главе угла у нас человек — потенциальный житель со своими потребностями. Важно, чтобы ему было удобно жить, чтобы он получал удовольствие, не только находясь в своей квартире, но и прогуливаясь во дворе, чтобы это была беспрепятственная среда, всё освещалось, чтобы все входные группы приглашали, а не отталкивали, чтобы человек чувствовал себя безопасно в этой среде. На это нацелены и все архитектурные решения «Манхэттена», и принципы обустройства дворового пространства.

— Какие функциональные зоны есть в инфраструктуре «Манхэттена? И как организована логистика перемещения машин и людей между домами?

— Изначально была идея сделать так, чтобы во дворе пешеходы не пересекались с автомобилями. Концепцию квартала мы строили таким образом, чтобы один уровень был автомобильный — я имею в виду многоуровневые подземные парковки и все разъезды-подъезды, а поверхность земли была отдана людям. В проекте нет никаких препятствий, крылец, неудобных ступеней. Даже маломобильный человек может свободно передвигаться по территории ЖК. Транспортная доступность внутри жилого комплекса обеспечена, но маршруты движения машин и места их временной парковки предусмотрены так, чтобы присутствие транспорта не мешало пешеходам прогуливаться, а детям играть.

— Со временем концепция не изменилась?

— Детально проработанную концепцию общественного пространства мы представили только-только. Это совсем свежий, откорректированный согласно веяниям времени проект. Автомобили по-прежнему, как и задумывалось, под землей. А поверхность земли — со всеми своими прелестями — отдана пешеходам. Мы ставили задачу комплексного озеленения и освещения территории, плюс видели необходимость формирования функциональных зон отдыха — игровых площадок для детей, прогулочных зон для взрослых, спортивных площадок.

— Какие спортивные зоны организованы для жителей ЖК «Манхэттен»?

— Продуманы спортивные площадки для разных категорий жителей — мы изучили, чем увлекается население, какие виды спорта сегодня народу по вкусу. В итоге сделаны площадки с современными тренажерами для занятий воркаутом. Есть площадка для мини-футбола с всесезонным искусственным покрытием. Предусмотрена хоккейная площадка, которую можно эксплуатировать зимой и взрослым, и детям.

— Каким будет детское пространство?

— Важно было создать не просто место, где дети могут бегать вокруг качелей — это обычная муниципальная практика. Абсолютно все комплексы в Челябинске сдаются с детскими игровыми площадками. Даже в СНИПе градостроительства прописано, сколько горок и песочниц должно быть во дворе. Но это не говорит о том, что это площадки высокого качества. Сейчас есть производители детского игрового оборудования — очень современного, достойных детских спортивных тренажеров для улицы. Так вот, в нашем случае речь идет не о количественном, а о качественном решении всех этих элементов. Естественно, мы закладываем элементы, которые наиболее интересны, не повторяются, не замылились. Здесь задумана и внушительная детская индустрия — развивающие центры на коммерческих этажах зданий, плюс в торгово-офисном комплексе «Манхэттен». Словом, мощное пространственно-инфраструктурное решение.

— Будут ли в «Манхэттене» зеленые островки? Сложно вырастить полноценное дерево сразу после сдачи дома.

— Объемно-планировочное решение зданий продумано таким образом, что это высотные объемы. Проще говоря, дома-свечки. Мы постарались освободить между небоскребами как можно больше пространства в уровне земли и сформировать универсальные зоны отдыха, объединенные прогулочным бульваром. В каждой зоне очень компактно и органично расположены детские игровые площадки со всеми элементами безопасности и комфортные места отдыха для взрослых. Чтобы протяженное пространство не выглядело монотонным, мы предусмотрели искусственный рельеф в виде холмов-насыпей, что создает ощущение мини-парка. Эти холмы позволяют посадить крупномерные деревья, которые обеспечивают насыщенную садово-парковую ландшафтную организацию.

Холмы — это такая вещь, которая просто необходима в нашем случае. В ЖК «Манхэттен», как вы помните, есть подземный этаж — по сути, он является гаражом с перекрытиями, сложными конструкциями и инженерными коммуникациями. Поэтому высота земляной насыпи — от 1,7 м до 2,5 м, чтобы на ней можно было посадить взрослое дерево. Мы сейчас рассматриваем ближайшую очередь строительства и озеленения между 5-м и 6-м, 6-м и 7-м домами. Там будет два таких зеленых острова с холмами, деревьями и площадками. Кроме того, холмы имеют и чисто утилитарную функцию. Такая компоновка высоток, как в «Манхэттене», создает определенную аэродинамику. Зеленые насаждения и сбивка рельефа обеспечат климатически комфортную среду.

— Уличное освещение тоже будет нестандартным?

— В ЖК «Манхэттен» нами запроектировано качественное освещение двух типов: это функциональное освещение тротуаров, проходов, проездов и ландшафтно-декоративное освещение. Мы подсвечиваем кроны деревьев, встраиваем в тротуары светильники, развешиваем гирлянды, это дает другой сценарий благоустройства. Понимаете, общая идея такая — хочется, чтобы человек чувствовал эту территорию как свой приусадебный участок, как личный садик, а не чей-то чужой бесхозный кусок земли.

— Перед тем, как попасть в квартиру, житель заходит в подъезд? В ЖК «Манхэттен» эту территорию принято называть парадной. Почему?

— Подъезды имеют концепцию холлов, как в хорошем отеле. Взаимосвязь с гостиницей очевидна. Мы все прекрасно понимаем принцип организации пятизвёздников. Где мы входим в красивый холл с зоной респепшн и зоной отдыха, где можно ожидать такси. Качественный жилой комплекс должен быть организован примерно также. Только в данном случае мы имеем дело не с кратковременным пребыванием, а с постоянным проживанием в собственных апартаментах — с той только лишь разницей. Функциональное насыщение и организация пространства территории внутри дома строится по тому же принципу, что и в отеле. Это касается и лифтовых холлов, и холла первого этажа, и удобных колясочных.

— Дизайн мест общего пользования продолжает архитектурный стиль всего ЖК?

— Да, это своего рода отсыл к русским конструктивистам прошлого века с элементами авангарда. В этой стилистике у нас выполнен весь архитектурный ансамбль жилого комплекса. И было бы странно, если бы мы изменили направление и перешли в другое русло. Мы пытаемся найти новые решения в рамках концепции, но следуем единым позициям. Кроме эстетики, организация пространства для людей — вот что должно оставаться качественным и принципиальным моментом.

— Может ли один архитектор в рамках одного комплекса изменить ситуацию в городе?

— Нужно иметь определенную долю терпения, потому что невозможно переделать менталитет за один день. Но это и есть наша задача — создавать такие условия, ставить людей в такие обстоятельства, чтобы им самим было неловко, например, въехать на газон на автомобиле. Я уверен, что те люди, которые сейчас паркуются на тротуарах в Челябинске, не делают этого в центре Вены. Мы стремимся перестраивать менталитет таким образом, чтобы человек воспринимал общественное пространство как свою личную территорию, как собственность, как вложенные инвестиции. Чтобы ему не хотелось испортить собственный газон или тротуар или помешать соседу пройти по пешеходной дорожке. Когда наше мышление до этого дорастет, наверное, образ и уровень жизни изменятся.

О дворах для людей, изгнании машин и принципе парадных — интервью с архитектором небоскрёбов

Проектирование ЖК «Манхэттен» — это наше постоянное занятие уже в течение 11 лет. Мы все время что-то делаем, переделываем, дополняем, совершенствуем. Это родной проект для наших архитекторов. Сейчас над этим комплексом в нашей компании трудятся по меньшей мере 12 специалистов. Это уже длинный-предлинный список авторов и сочинителей. Мы понимаем, что на современном рынке недвижимости покупатель голосует рублем в пользу человечных застроек с грамотно благоустроенным внутренним пространством, где есть все, что необходимо для комфортного проживания. Это и есть удобная среда в центре мегаполиса, созданная в тесном тандеме «застройщик — архитектор».

Оригинал материала: https://74.ru/text/realty/65531001/?preview=1